«Женщины, кто выдерживает конкуренцию с мужчинами, создают удивительные вещи, восхищающие все тех же мужчин. Их немного, но именно они — королевы мира. О них мы и рассказали в этом номере.» Главный редактор Марина Дианова.
БРЕНД ДИЗАЙНЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МУРАНСКОГО СТЕКЛА VETROFUSO — ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИТАЛЬЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ. НАМ С ТРУДОМ УДАЛОСЬ ВСТРОИТЬСЯ В РАСПИСАНИЕ ВЕЧНО ЗАНЯТОЙ ОСНОВАТЕЛЬНИЦЫ МАРКИ ДАНИЭЛЫ ПОЛЕТТИ, ЧТОБЫ ПОГОВОРИТЬ С НЕЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭТОГО НЕЖЕНСКОГО РЕМЕСЛА, О СТИЛЕВОМ СВОЕОБРАЗИИ ЕЕ РАБОТ И О БИЖУТЕРИИ КАК НОВОМ МОДНОМ ТРЕНДЕ.
В своей маленькой мастерской в Чезене, в 15 километрах от побережья Адриатики, Даниэла Полетти Дзино «выпекает» в печи из раскаленной стекольной массы предметы дизайна, плафоны, посуду, вазы и украшения. Она работает в технике фьюжн, сплавляя со стеклом различные материалы и добиваясь при этом особой формы и цвета.
Первое, что удивляет при знакомстве с хрупкой лучезарной итальянкой, так это то, что она решилась заняться по-настоящему мужским ремеслом. Трудоемким и подчас опасным, так как речь идет о высоких температурах обжига и многоступенчатом процессе резки и формирования капризной и непредсказуемой стекольной массы.
«Уже совсем скоро мы будем праздновать тридцатилетие с того момента, как была основана мастерская Vetrofuso. А я до сих пор не могу предугадать, какие формы примет стекло по завершении работы с ним, — признается Даниэла. — Магия «живого» материала когда-то поразила и вдохновила меня. Однако эта особенность одновременно является большим вызовом, если, скажем, заказан столовый сет. Слишком много факторов сплетается воедино, влияя на конечный результат: текстуру, форму, цвет. Даже температура в комнате в процессе остывания готовых изделий».
Творческое прозрение.
Интересна сама история того, как Даниэла пришла к делу своей жизни. У нее педагогическое образование, и пять лет она проработала в Милане в образовательной сфере. Вышла замуж, в семье появились дети. «Будучи беременна вторым ребенком, я задалась вопросом: чем же себя занять, сидя дома? — рассказывает дизайнер. — Это особое ожидание удивительным образом родило внутри меня желание заниматься творчеством, делать что-то руками. Стеклянные изделия и витражи я любила всегда. К счастью, в Италии в этом нет недостатка. Но и потом я всегда увлекалась ручными поделками. С детства любила вязать, составляла композиции из цветов, плела украшения из бисера. В результате получился интересный сплав из моих умений и желаний — Vetrofuso».
Уже через месяц после рождения ребенка Даниэла записалась в качестве подмастерья в миланскую витражную мастерскую: резала стекло, готовила отдельные фрагменты для витража. Открыть же собственное дело ее подтолкнули любопытство и желание сделать что-то новое. «Когда я только начинала, в 90-е годы, мастера в основном работали над созданием прозрачного, безупречно гладкого стекла. Мне показалось это немного скучным, — говорит Даниэла. — Захотелось добавить цвета, изменить текстуру и прозрачность. Так я начала свои эксперименты с температурой и продолжительностью обжига. А потом — и с цветом, используя различные красители».
Пирог из стекла.
Именно технология сплавки стекла стала основой всего производственного процесса Vetrofuso. Даниэла закупает стекло у ремесленников с острова Мурано (стекольное дело на этом крупнейшем острове Венецианской лагуны развивается с XIII века). В мастерскую Vetrofuso поступает сырье — стеклянные пластины, и с ними происходят настоящие алхимические превращения.
Нередко Даниэла проводит параллели своей работы с гастрономическим искусством. К слову, она обожает готовить и достаточно в этом преуспела. Однажды, в самом начале своего знакомства с будущим мужем, Даниэла так искусно приготовила поленту с тушеным ослиным мясом, что молодой человек сразу решил жениться на юной умелице.
Но вернемся в мастерскую. «Нож для меня — все равно что кисть для живописца», — комментирует Даниэла. Она режет стекло на куски и добавляет к нему различные материалы. И тут фантазии нет предела, стоит лишь учитывать химические свойства «ингредиентов» и температуру их плавления.
Кроме возможности добиться цвета, технология сплава позволяет разнообразно «начинять» стекло.
В стеклянные изделия художница вплавляет собственные находки из разных стран, относящиеся к различным эпохам: камеи из бронзы, сусальное золото, антикварные монеты и пуговицы, семена, кораллы, морские ракушки и полудрагоценные камни.
«Мои работы нередко представляют собой космополитичный микс. Я люблю жонглировать стилями и эпохами, но при этом строго слежу за равновесием и целостностью композиции, — делится Даниэла. — Я работаю в Италии с муранским стеклом, которое, однако, консервирует в себе частички со всего света».
Продолжительность создания изделий из стекла разнится. Чтобы изготовить одну тарелку, требуется один час ручного труда и сутки в печи. На изготовление предметов интерьера и арт-объектов могут уходить месяцы. «В прошлом году нам была заказана стеклянная скульптура для крытого бассейна в частном доме в Эр-Рияде, — вспоминает Даниэла. — Это был трудоемкий процесс. Некоторые участки скульптуры были украшены в прямом смысле золотыми рыбками. Над этим заказом мы работали два месяца».
Сегодня Vetrofuso — это небольшая мастерская на севере Италии. «Когда-то у меня было более двадцати работников, — рассказывает основательница известного бренда. — Но в 2008-м прогремел кризис, и пришлось сократить штат. Сегодня со мной работает четыре человека. Меня вдохновляет тот факт, что такая маленькая команда способна сохранять творческий запал. А еще я горжусь тем, что клиенты Vetrofuso живут на всех пяти континентах и интерес к нам только растет».
Как обычно случается в небольших персональных мастерских, Даниэла заведует всеми процессами: от производства до продвижения и продаж. «Я никогда не работаю без вдохновения, никогда не останавливаюсь и очень дорожу прямым контактом с клиентом. Все новые вещи делаю сама и была всюду, где продаются мои коллекции. Не будет большим преувеличением сказать, что людей, которым нравится Vetrofuso, я знаю лично», — говорит Даниэла.
Бижутерия или ювелирные украшения?
Стеклянные изделия Vetrofuso, в том числе и бижутерия, — это дорогостоящее удовольствие. Рассуждая о том, почему люди, обладающие финансовыми ресурсами, выбирают стеклянные украшения, которые, по сути, никогда не смогут стать хорошей инвестицией в будущее, Даниэла рассказала об интересной тенденции не только в Италии, но и за ее пределами: «Современные буржуа все чаще выбирает уникальные украшения не только из золота и бриллиантов. В Италии женщины предпочитают как бижутерию, так и ювелирные украшения, при чем нередко компонуя их в рамках одного наряда. Другой пример. В этом году в одном из бутиков в Сен-Тропе, куда мы поставляем свои изделия, было продано огромное количество стеклянных браслетов Vetrofuso неким ближневосточным принцессам. Несколько лет назад такое представить было сложно. Крупные модные бренды подхватили эту тенденцию и начали активно выпускать коллекции бижутерии. Нас это только подстегивает к новым свершениям».
С миром моды Даниэла знакома не понаслышке. Практически с самого основания мастерская сотрудничает с крупными фэшн-брендами. Среди успешных коллабораций: Moschino, Мах Мага, Richmond, Campomaggi и Dior. Для них в Vetrofuso изготавливались различные аксессуары, украшения и фурнитура.
На вопрос, как оставаться на плаву и при этом не растерять своей идентичности в погоне за популярностью, Даниэла ответила: «Непросто быть на одной волне со временем. Тем более когда занимаешься столь архаичным ремеслом. Важно постоянно отслеживать новые тенденции и при помощи наработанного опыта смело вплетать их в собственный стиль. Тогда получается нечто уникальное и интересное».
Что и где найти?
Следующая коллекция марки будет посвящена теме суеверий, столь характерной для Италии, с созданием своего рода талисманов. А еще Даниэла задумала увековечить в стекле несколько известнейших итальянских городов, для каждого придумав свой емкий символ.
Помимо основных коллекций, у клиентов всегда есть возможность рассказать Даниэле о собственных творческих задумках и вместе с мастерами Vetrofuso создать нечто на свой вкус в единичном экземпляре.
Изделия Vetrofuso продается в дизайнерских бутиках, салонах, отелях по всему миру и в специализированных интернет-магазинах, в том числе и на официальном сайте компании.